Вдова Клико

Вдова Клико
Veuve Clicquot Один из самых знаменитых шампанских домов Veuve Clicquot Ponsardin был основан в 1772 году Филиппом Клико. Изначально компания носила имя «Клико и сын». Она занималась банковским делом и торговлей шерстью, а также владела виноградниками в Бузи (Шампань). Однако производство шампанского не входило в сферу основных интересов фирмы – во Франции бушевал революционный террор, а зарубежные рынки были недоступны из-за блокады. В 1794 году сын Филиппа Франсуа женился на 22-летней мадемуазель Николь-Барб Понсарден (1777-1866). В 1805 Франсуа Клико умер от лихорадки, и Филипп объявил, что больше не в состоянии руководить фирмой и вынужден закрыть ее. Но Николь-Барб уговорила свекра не продавать виноградники и винные погреба, а передать компанию ей. Она возглавила фирму, изменив ее название на Veuve Clicquot Ponsardin ( veuve , т.е. вдова – уважительная форма обращения, существовавшая тогда во Франции) и решила вплотную заняться производством шампанского. Это был смелый, если ни сказать дерзкий, шаг – в деловых кругах женщинам тогда места не было. Кроме того, это был огромный коммерческий риск, ведь в Европе шла война, транспорт – как сухопутный, так и морской – работал от случая к случаю, а аристократы, традиционно главные потребители шампанского, разорились либо бежали из страны. Один из представителей дома Veuve Clicquot Ponsardin писал в отчете своей хозяйке: «Наблюдается страшный застой в делах. Из-за угрозы нападения английского флота все морские перевозки прекращены. В Вене дворяне живут впроголодь, так как их пшеница уже три года не находит сбыта. Королевские дворы разоряются». Но никакие трудности уже не могли остановить предприимчивую вдову, которая разослала своих представителей по всей Европе. В 1814 году, как только пала блокада Наполеона, мадам Клико, предвидя удачу, отправила 10 тыс. бутылок шампанского в Россию и опередила всех возможных конкурентов. Примерно тогда же она выдвинула лозунг «существует только одно качество – лучшее» и в глубокой тайне начала проводить в своих подвалах винодель-ческие эксперименты. В то время шампанское было мутным и требовало фильтрации, и чтобы оно получалось чистым и прозрачным, мадам Клико изобрела метод ремюажа и, соответственно, наклонный пюпитр для этой операции. Новая технология произвела настоящую революцию в отрасли и до сих пор используется во всех шампанских домах. Вдова Клико также прославилась как благотворительница. Она спасла от сноса знаменитые Марсовы ворота в Реймсе, которые к тому времени совершенно обветшали, построила дом престарелых Hеotel des Petits Mеnages и основала в Бурсо сберегательную кассу, открыла несколько школ и пожертвовала крупную сумму денег на украшение церкви. В Эперне, где не хватало питьевой воды, мадам Клико проложила водопровод, которым город пользуется до сих пор. Его так и называют – «резервуар Клико». Она умерла в 1866 году в возрасте 89 лет, оставив после себя великое наследие и наказ стремиться к совершенству. Соотечественники вспоминают о мадам Клико как о выдающейся женщине и почтительно называют ее Grande Dame de Clicquot (великая дама). А владельцы Дома Veuve Clicquot Ponsardin в память о ней в 1972 году основали фонд Veuve Clicquot Business Women of the Year , который ежегодно присуждает премии успешным женщинам, проявившим «характер мадам Клико» - энергичность, деловитость и несгибаемую силу воли. Сегодня Veuve Clicquot Ponsardin – одна из крупнейших фирм Шампани. Она владеет 382 га виноградников (преимущественно в коммунах Гран крю и Премье крю), 24 км погребов, частной резиденцией Hotel du Marc и поместьем Manoir de Verzy. В 1986 году компания вошла в состав французского холдинга Louis Vuitton, специализиру-ющегося на производстве товаров люкс. Таким образом шампанское Veuve Clicquot еще раз подтвердило свой статус одного из самых престижных брендов мира.