Отмечаем международный день Совиньон Блана

alt

Листая календарь и пересчитывая грядущие выходные, обязательно обведите жирным красным кругом грядущее событие, о котором в нашей стране знают только специалисты. А событие сто́ящее.

Его неплохо бы внести в ваш календарь на несколько лет вперёд, поскольку оно прекрасно вписывается в логику Больших Весенних Выходных.

24 апреля – это День сорта Совиньон Блан (Sauvignon Blanc Day).

Лишь недавно мы чествовали господина Мальбека, как ему на смену подоспел Белый Совиньон – и не один, а всем своим семейством, которое (учитывая важность даты) следует представить персонально.

Во главе семейства – коренные французы Sancerre Le Baronnes Blanc и Poully Fume родом из Долины Луары, знаменитой своими игристыми винами, прохладным климатом и почвами с высоким содержанием известняка.

Внешнее отсутствие какой-либо связи между именинником, Сансером и Пуйи Фюме не должно удивлять, если, конечно, вы в курсе традиции Старого Света именовать вино по региону производства.

Sancerre Le Baronnes Blanc – вино из региона, расположенного неподалёку от города Сансер, «классический» Совиньон Блан. Как и в случае с Мальбеком, характер европейцев значительно более умиротворенный и созерцательный, чем их родственников из стран Нового Света. В основе букета Сансера – гармоничное и сбалансированное сочетание белых сочных абрикосов и луговых трав. Они звучат негромким напевом, в них следует вслушиваться, если вы хотите уловить все полутона и переливы мелодии.

По мере затухания доминант внятно становятся слышны характерные для вин этого региона минеральные ноты, подчеркивающие своей солоноватой бархатистостью свежую фруктовую кислотность букета.

Второй европеец – Poully Fume, выходец из одноименного местечка в верхнем течении реки Луары. Столь же сдержан в эмоциях, как и предыдущий представитель Старого Света, но эта сдержанность аристократичная. За ней кроется изумительный по богатству, гармоничности и насыщенности аккорд из фруктово-ягодного ассорти и минералов.

В дебюте – сочные луговые травы, даже слышны какие-то паслёновые (не томат ли???), затем очень понятные цитрусовые (лимон, лайм, белый грейпфрут) и крыжовник. В финале – прелые листья, мокрая земля, известняк, мел и едва уловимые мотивы табака.

Виноделы из долина реки Луары и Бургундии обратили внимание на сорт Совиньон Блан достаточно давно, ещё в XIX веке. Он широко использовался в купажах для придания винам дополнительной кислотности и более интересного букета.

В отличие от Мальбека, Совиньон Блан получил широкое распространение в виноделии и его целенаправленно высаживали не только в странах Нового Света, но и на территориях, где ранее произрастали не столь «удобные» с точки зрения производства сорта.

Мало того, повторяя судьбу Мальбека, Совиньон Блан достаточно быстро завоевал популярность среди целого ряда стран, среди которых Новая Зеландия, Чили, США, Австралия и ЮАР.

Тёплый климат и обильное солнце обогатили вкус и аромат Совиньона новыми, нехарактерными для Сансера и Пуйи Фюме чертами. Значительно убавилось бодрящей кислинки, вина стали более фруктовыми и цветочными.

alt

Складывается ощущение, что характер преобразился так же, как меняется восприятие кириллической фамилии, написанной латинскими буквами. Теперь перед вами не «товарищ Иванов», а «mister Ivanoff», со временем вместе с фамилией меняется и сам человек, его речь, мышление и характер.

Что-то подобное произошло с Совиньоном в США, где, наверное, самый известный американский винодел Роберт Мондави, стремясь продемонстрировать связь его вин с классическими напитками из Франции, принял решение именовать их не иначе как Фюме Блан (Fumé Blanc). Звучание букета Совиньона в винах изменилось соответственно: всё очень похоже, но тональность изменилась на противоположную.

Особенно отличилась Новая Зеландия, которая сделала Совиньон Блан своей визитной карточкой (этот сорт занимает до 80% винодельческих угодий страны), а некоторые вина из региона Мальборо стоят на одном уровне со своими «родственниками» из Франции.

Почти прозрачное, стильное и внешне поразительно элегантное Babich Marlborough Sauvignon Blanc, взрывается неожиданным фейерверком из ананаса, красного грейпфрута и карамболы. В аромате – цедра и луговые травы. В послевкусии лёгкая миндальная горчинка.

В Сансере такую экзотику вряд ли встретишь или же в букете всё это будет оформлено одними лишь намёками. Здесь же никаких полутонов: жёлтый, так жёлтый! Ананасы??? Вот: два фунта! И корзина грейпфрутов…

Кажется, что всё? Далеко не всё!..

Ещё один новозеландский иммигрант Villa Maria Private Bin Sauvignon Blanc: тут не только классический набор из цитрусовых и белых фруктов вроде яблок. Здесь какой-то тропический микс, в котором ко всему вышесказанному ещё добавлена дыня и маракуйя. Весь этот натюрморт расположился на пахучем пряном сене.

А игристое Sauvignon Blanc Bubbles Vicar's Choise- это просто какая-то сюрреалистическая кавер-версия французского кремана! Правда с креманом его роднит только название сорта винограда. Вино удивительное! Игристое на 100% из сорта Совиньон Блан. Во вкусе – крыжовник, в аромате чёрная смородина, в нём нет ничего общего с тонким букетом из ароматов жареного пшеничного хлеба и сливочных полутонов французских креманов. В бокале – тысяча процентов удивления и радости. Купить такое вино стоит хотя бы для того, чтобы провести потрясающий и очень интересный эксперимент. Финальная персоналия (но отнюдь не последняя, их ещё очень и очень много) в сегодняшней галерее родственников Сансера и Пуйи – южноафриканский Franschhoek Cellar Sauvignon Blanc.

Разве вы узнаете в нём уверенного в себе, одетого в строгий костюм аристократа с берегов Луары? Только если в профиль: кислотное белое вино с ярким фруктовым букетом. Стилистика же значительно более вычурная, о лаконичности не идет и речи.

Нет туманных рассветов, и неторопливого течения реки; солнце, бескрайнее небо, пальмы и оранжевый песок. Африка - в полный рост! В букете крыжовник, ананас, маракуйя и… зелёный стручковый перец.

Очень живое, солнечное и радостное вино, отражающее климат, в котором оно произведено.

День Совиньон Блан, конечно же, задуман именно для того, чтобы привлечь внимание к этому сорту. Однако, праздник этот стоит воспринимать не только как маркетинговый ход, но и как возможность получить новые впечатления и знания. Понять и, самое главное, попробовать, как виноград, климат, геология и география могут преобразить привычный напиток.

Так что, не важно, как вы будете проводить выходные, наполняйте бокал освежающим Совиньоном из того региона, который вам пришелся по душе, и наслаждайтесь.