Вино – истинный напиток Богов. Начиная с древних времен, вино обожествлялось и возводилось в ранг культа. Вино было религией, которой поклонялись цари и короли, и которую воспевали поэты. Вино являлось источником вдохновения художников и музыкантов. Безусловно, у каждого такого почитателя был свой собственный фаворит, заключенный в бокал. Сегодня мы заглянем в эти бокалы и постараемся найти в них отражения тех великих людей, которые так ценили и любили эти вина.
«Что мешает писателю? Выпивка, женщины, деньги и честолюбие. А также отсутствие выпивки, женщин, денег и честолюбия»
– писал великий писатель Эрнест Хемингуэй в своем известном романе «Прощай, оружие».
Хемингуэй был изрядным любителем вина. Вино являлось неотъемлемой частью его жизни и творчества. Вином насквозь пропитаны страницы практически всех бессмертных произведений писателя. Роман «Праздник, который всегда с тобой» повествует о воспоминаниях Хемингуэя о его жизни в Париже в 1920-х годах с первой женой Хэдли. Для них «пить было также естественно как и есть», но писатель не пишет о конкретном вине, поскольку это было неважно, они были счастливы вместе, а вино вносило атмосферу постоянного праздника - праздника мысли, жизни, любви…
В те молодые годы Хемингуэй не был богатым и знаменитым, но всегда находил деньги на вино, время на любовь и силу философской мысли на творчество, что в совокупности рождало бессмертные литературные произведения. Тем не менее исторические сведения о жизни Эрнеста Хемингуэя говорят о том, что главным фаворитом писателя было вино Вальполичелла, особенно Амароне де ла Вальполичелла. Писатель жил в Венето, на родине Амароне, в 1949 году, и говорят, что он писал каждый день по 22 часа в компании именно бутылки Амароне. А в книге «За рекой, в тени деревьев» он описывает вино Вальполичелла как «сухое красное вино, душевное, как дом брата».
Амароне - это одно из старейших итальянских вин, которое делается из местных сортов красного винограда корвина, рондинелла и молинара, выращенного на виноградниках долины Вальполичелла, чье название переводится как «долина множества погребов». Вергилий и Плиний Старший воспевали вина Вальполичеллы, столь мощные и густые, что их можно было есть ложкой. В Вальполичелле всегда использовали «подпекшийся» виноград — собранный очень поздно или подсушенный уже после сбора.
Жизнь, Любовь и Вино были неразделимы для Хемингуэя, поэтому неудивительно, что свое предпочтение от отдал одному из самых чувственных и изысканных вин мира. Для Эрнеста Хемингуэя жизнь представляла собой праздник, несмотря ни на что, а вино являлось идеальным, а главное любимым воплощением этого праздника. сортов красного винограда корвина,рондинелла и молинара, выращенного на виноградниках долины Вальполичелла, чье название переводится как «долина множества погребов». Вергилий и Плиний Старший воспевали вина Вальполичеллы, столь мощные и густые, что их можно было есть ложкой. В Вальполичелле всегда использовали «подпекшийся» виноград — собранный очень поздно или подсушенный уже после сбора.
Говоря о празднике жизни, у меня всплывает единственный образ – до безумия любимая Испания, а на вершине этого безумства возвышается гений сюрреализма – Сальвадор Дали.
Сальвадор Дали – гений до безумия или безумец до гениальности? Это вопрос об относительности всего бытия, что великий художник и доказал в своих картинах еще раньше Эйнштейна. Гала – вот кто была источником гениального безумства Дали, а как известно – женщина и вино это две крайности одной и той же сущности.
Сальвадор Дали был знатоком хороших вин и считал, что вино шлифует грани его таланта, вдохновляя на высокий творческий полёт. Неожиданно, но именно розовая Кава была любимым вином Дали. Именно это испанское игристое вино является воплощением любви испанцев к свободе, к неприкрытой страсти и к легкомысленному веселью. По мнению Дали, Кава помогала расчистить потоки сознания и выплескивать на полотно всё буйство красок бездонной мысли художника – танцующих лангустов с кастаньетами, летающих слонов или образ его любимой музы – Гала.
После упадка плантаций французской Шампани в начале XIX в. игристые вина Испании успешно заменили на столе французских королей шампанское. С тех пор французы и испанцы ведут непрерывную конкурентную борьбу и не только в области вина, а Пенедес стал центром испанского производства Кавы лучших сортов. Для испанского игристого выбрано очень правильное название – Кава. Ведь на испанском Кава означает винный погреб, то место, где вторичная ферментация в бутылке превращает тихое вино в игристое вино, достойное королей и Сальвадора Дали.
А теперь попробуем историю на вкус. Говоря о великих людях, нельзя не упомянуть исторически значимую личность – Наполеона Бонапарта.
Любимым вином императора было вино Жевре Шамбертен (Gevrey – Chambertin). Этот эталон виноделия создается в Бургундии, в коммуне Кот-де-Нюи, знаменитого региона Кот-д'Ор (название которого переводится как «Золотой склон») из самого волшебного сорта Пино-Нуар.
Согласно легенде, Наполеон мало разбирался в вине, но именно это вино стало любимым потому что «однажды на привале один солдат (как затем оказалось, владелец этого виноградника) сильно расхваливал данное вино, говоря, что оно лечит от всех болезней, а на вкус просто божественно». По мнению Наполеона, лучшее вино должно было быть у императора, и поэтому во всех походах за ним следовал обоз с его любимым вином.
В 1812 году казаки отбили один такой обоз, после чего в России было продано огромное количество Жевре Шамбертен с печатью Наполеона - настолько оно стало популярным. Не зря именно это вино стало фаворитом у Наполеона Бонапарта – мощное, яркое, с сильной структурой и огромным потенциалом к выдержке – во истину вино императоров!
Более того, это вино очень полюбил А.С. Пушкин, который платил за него огромные деньги, иногда даже беря в долг. Александр Сергеевич был большой знаток и ценитель вина. Неутомимые пушкинисты подсчитали, что в романе «Евгений Онегин» автор 20 строк посвятил театру, 73 – женским ножкам, а вот гастрономической и винной темам отдано 232 строки. «Вот бы и мне так! Как Онегин! Гулять, танцевать на балах, пить вино, влюбляться, проматывать деньги и не знать никаких забот!».
Литература, живопись, история, поэзия… не хватает лишь музыки.
Одним из главных представителей этого мира является Людвиг ван Бетховен, который говорил, что "музыка - это вино, которое вдохновляет на новые генеративные процессы, и, Бахус, кто выдавливает это великолепное вино для человечества и делает его духовно пьяным".
Действительно его музыка опьяняет как лучшее вино, но сам автор бессмертных музыкальных произведений предпочитал простое вино. По вечерам с друзьями он охотно пил пиво или вино. Сидеть в обычных пивных ему нравилось гораздо больше, нежели распивать изысканное дорогое вино в салонах покровительствовавших ему аристократов.
Будучи уроженцем Бонна, Бетховен больше всего любил рейнское вино. Пить его композитор не прекратил и тогда, когда его здоровье стало ухудшаться, и до последних дней просил подавать ему любимого вина. Гевюрцтраминер – именно это вино Бетховен любил и пил до самой смерти. Вина из Гевюрцтраминера, пожалуй, самые колоритные, самые узнаваемые из белых вин благодаря сильному, пьянящему, пряному аромату с нотками корицы, розовых лепестков и экзотических фруктов. Аромат Гевюрцтраминера не назовёшь ни тонким, ни деликатным. Скорее, он агрессивен и настойчив. Видимо, Бетховен находил свое очарование в этом вине, поскольку его произведения такими не назовешь, напротив, они обладают тончайшей гаммой различных чувств. Неизвестно почему именно это вино было особенным для Бетховена, известно лишь то, что его музыка не требует ни гастрономического, ни винного сопровождения. Это божественный дар и можно лишь догадываться как именно вино влияло (и влияло ли) на создание музыки ангелов.
В завершении статьи не могу не упомянуть Эриха Ремарка, для которого побег в любовь и в алкоголь служил рецептом от всех бег. Ремарк переносил на страницы своих романов свою собственную жизнь, поэтому у него пьют все. В «Трех товарищах» — водку от жизнелюбия, в «Триумфальной арке» — кальвадос от отчаяния, в «Жизни взаймы» — вино от обреченности.
Вино – это любовь в живописи, в поэзии, в истории, в литературе, в музыке. Нельзя сказать, что вино было единственным источником вдохновения для творцов этого мира искусства, но можно с уверенностью сказать, что оно играло важную роль в их жизни, завершало образ их творчества.
Подводя итог, я задалась вопросом, является ли любимое вино показателем личности человека? Возвращаясь к обожаемому Дали, всё в этом мире относительно, поэтому и ответ на этот вопрос носит весьма относительный характер. Безусловно, мы все обладаем скрытыми чертами характера, и отдавая дань тому или иному вину, фигурируем именно интуитивным влечением. Но опять же, ценитель и любитель вина будет полагаться на свои вкусовые ощущения, а не особо сведущий – скорее на бренд. Поэтому у многих великих почитателей этого напитка любимые вина – достаточно простые вина. Одно можно сказать точно – вино и искусство навеки сплетены неразрывной нитью и бесспорное тому доказательство – бессмертные произведения великих людей.