Японский виски. Samurai edition

Когда Западная цивилизация ворвалась в традиционный уклад жизни японцев, казалось, что дни самобытной культуры сочтены. Только смелый фантаст мог предположить, что Страна Восходящего Солнца когда-то сможет занять лидирующие позиции в наиболее высокотехнологичных отраслях мировой экономики, а сама страна будет являться одним из крупнейших производителей электроники.

Причина – удивительная способность японцев видеть возможности в привычных вещах, интегрировать новейшие технические решения в традиционный быт, доводить до совершенства вновь приобретенные навыки.

За примерами далеко ходить не потребуется: японские автомобили успешно конкурируют на родине создателей автомобильного конвейера, электроника из Страны Восходящего Солнца считается эталоном качества, несмотря на то, что большинство технологий попали в страну вместе с западными производителями…

Но даже на этом фоне тот факт, что Япония является третьим производителем виски в мире (после Шотландии и США), просто поражает!

Да! Это действительно так! Япония смогла опередить Ирландию, одного из ключевых игроков на мировом рынке, имеющего многовековые традиции в производстве виски.

Японский виски появился не так давно. Если сравнивать его историю с европейской, то она просто ничтожна: каких-то 80-90 лет назад понятие «японский виски» вызвало бы смех и недоумение. А в XXI веке, пожалуйста.

alt

1923 год: дата, от которой начинается отсчёт целого явления, основанного на традициях западной культуры и преображённого педантичностью и стремлением к совершенству культуры восточной. 1923 год – год основания вискокурни Ямазаки (Yamazaki), где два энтузиаста Синдзиро Тори и Масатака Такетсуру создали первую партию настоящего спирта для виски. Там же, только шестью годами позднее, появился и первый виски: Suntory Shirofuda. Дебют не был успешным, но позволил Тори и Такетсуру получить столь необходимый опыт.

Совсем немного потребовалось производителю, чтобы понять предпочтения потребителя и вывести на рынок свой первый успешный виски: Suntory Kakubin в знаменитой квадратной бутылке, поставивший бренд Сантори в один ряд с мировыми лидерами.

Более десяти лет дуэт Тори и Такетсуру развивал успех, усложняя технологию производства, получая в финале всё более и более выдающиеся напитки. Suntory к тому времени становится ключевым игроком японского рынка.

Так, спустя годы, на свет один за другим стали появляться настоящие шедевры Suntory Yamazaki - наверное, самый популярный в мире японский виски, который является визитной карточкой производителя. Мягкий напиток с удивительно богатым и многогранным букетом просто поразит, если вы пьёте его впервые. Он имеет свой особый акцент: значительно мягче шотландских экземпляров, букет более фруктовый и менее «дымный».

Suntory Hakushu - японский односолодовый 12-летний шедевр, восхищающий не только безграничным богатством полутонов и бархатистым вкусом. Отличительной чертой напитка является свежий и живой букет с фруктовыми доминантами и изящным послевкусием, отчетливо ассоциирующимся со сливочным ирисом. Семнадцатилетний Suntory Hibiki - это не просто благородный выдержанный виски. Это явление мирового масштаба. Напиток, который неоднократно получал высочайшие оценки от признанных экспертов.

Suntory Hibiki настолько популярен, что компания-производитель вынуждена время от времени приостанавливать его продажу, поскольку не имеет достаточных товарных запасов, чтобы удовлетворить спрос.

К слову, мировая слава к этому напитку пришла во многом благодаря фильму «Трудности перевода», где виски играет одну из главных ролей (вместе с Биллом Мюрреем и Скарлетт Йоханссон).

Тандем Масатаки и Синдзиро был крайне продуктивен, но просуществовал не слишком долго. В 1939 году Масатака Такетсуру принимает решение начать собственный бизнес и уходит из компании. Так начинается история ещё одного видного игрока: вискикурни, которая сейчас носит название Nikka Whisky. Все знания, которые Такетсуру получил за время стажировки в Шотландии и работе на Suntory, были творчески переосмыслены и воплощены в новом бренде виски Nikka.

Nikka Blended - купажированный виски, аромат которого больше напоминает фруктовую лавку. Здесь и яблочные сухофрукты, и инжир, и груша. Несколько горстей орехов, чуть мёда. Аромат, который хочется аккуратно собрать в ладони и, закрыв глаза, глубоко-глубоко вдохнуть. От него веет безмятежностью и уютом зимнего вечера перед горящим камином, когда вам хорошо-хорошо…

Nikka From The Barrel добавляет купажу глубины за счёт трехлетней выдержки. В центре букета – ароматный имбирь, апельсиновая цедра и головокружительный лимонник. Гармоничное звучание пряностей понемногу стихает, уступая место фруктовой сладости. В финале – свежие ноты зеленого чая и свежей мяты…

Однако не стоит думать, что бренды Suntory и Nikka – единственные производители, которые представляют интерес для любителей виски. Несмотря на безусловное лидерство вышеупомянутых марок, в Японии есть целый ряд производителей, которые могут предложить не менее интересный продукт, чем Suntory и Nikka.

В качестве примера можно привести совсем молодой, даже по японским меркам (появившийся в 2002), бренд виски Tenjaku, от производителя Minami из префектуры Яманаси близ горы Фудзи.

Вместе с развитием локальных брендов и расширением линеек Suntory и Nikka происходило знакомство жителей Японии с новым для них напитком. Ведь ещё начале XX века почти весь рынок был занят традиционным сакэ.

Интересно, что традиции употребления виски сложились несколько иначе, чем в Европе, где его принято пить чистым или с добавлением кубиков льда. Так, самыми распространённым способом «пития» является «мизувари» (mizuwari, буквально: «смешанный с водой»), когда виски наливается в стакан, наполненный льдом, и разбавляется водой в пропорции 1:2. Существует газированная модификация «мизувари», называемая «highball», когда обычная вода заменяется содовой. Такой способ позволяет сосредоточиться на аромате, снизив концентрацию спирта в напитке.

Японский виски – уникальное явление, демонстрирующее, как высокотехнологичная страна может за несколько десятилетий превратиться в одного из лидеров рынка. Если вы вдруг решили, что сюрпризы закончились и вы знаете об алкоголе почти всё, то виски из Страны Восходящего Солнца с лёгкостью опровергнут это утверждение!