Все началось во Франции в далеком 1855 году. В Париже намечалось проведение Всемирной выставки достижений промышленных держав. Император французов Наполеон III (племянник Наполеона Бонапарта), человек страстный, но обладавший практическим умом, человек, в котором, по словам В. Гюго, "голландец обуздывал корсиканца", решил навести порядок в хаосе виноторгового рынка своей страны.
Проблема зрела давно. Необоснованное завышение цен на заурядные вина, проблемы с контролем производства в виноделии, частые фальшивки, попадавшие на рынок и портившие репутацию заслуженных хозяйств - вот одни из многих причин, которые побудили императора и его чиновников навести хотя бы элементарный порядок в иерархии французского виноделия.
К этому времени вина Бордо уже были известны по всему миру и с успехом экспортировались в ряд стран Европы: Великобританию, Нидерланды, Россию. В 1855 году задача создать именно таблицу качества вин не стояла. Торговая палата Бордо просто хотела устроить винное шоу на выставке в Париже и занялась наиболее известными в то время винами - красными винами О-Медока, Haut Brion из Грава и сладкими белыми винами Сотерна.
Были собраны образцы, рассмотрены цены, по которым продавались вина последних урожаев. Назначили пять категорий от "Premier Cru" до "Cinqiueme Cru", оставив наиболее важный (на взгляд представителей торговой палаты Бордо) критерий - цены. Организаторы посчитали, что лучшее вино будет самым дорогим. Классификация проводилась по соотношению "цена-качество" и, надо признать, она оказалась успешной, потому что с тех пор мало что изменилось.
Высшую категорию "Lers Premiers grands crus classes" (Премье гран крю классe) и право именоваться великими получили четыре вина: "Шато Марго", "Шато Латур", "Шато О-Брион" и "Шато Лафит-Ротшильд". Шато Мутон-Ротшильд элементарно не повезло. Какие обстоятельства повлияли на решение экспертов - не известно. Может быть, свою отрицательную роль сыграло то, что за два года до этого виноградник был приобретен английским банкирским домом Ротшильдов и будущее великого вина вызывало сомнение. Но факт остается фактом: вино, по всем параметрам не уступавшее первым четырем, оказалось в рейтинге вин Медока категории гран крю классе на ступеньку ниже.
В 1853 году Барон Натаниель де Ротшильд, принадлежавший к английской ветви банкирского рода, приобрел замок "Бран-Мутон" и назвал его "Шато Мутон-Ротшильд". Это имение, где производилось превосходное вино, как это ни странно, длительное время не интересовало никого из семьи. Лишь в 1922 году барон Филипп, очарованный красотой поместья, взял управление им в свои руки. Главной целью он поставил сделать свое поместье уникальным, а вино - лучшим в мире.
За шестьдесят лет своего управления хозяйством барон в полной мере проявил силу своей личности и присущий ему инстинкт новаторства. В 1924 году в "Шато Мутон-Ротшильд" стали разливать вино по бутылкам непосредственно в своем замке, тем самым взяв на себя дополнительную ответственность за качество предлагаемой потребителям продукции. В 1926 году по заказу барона был сооружен знаменитый "Большой винный склад", имеющий 100 метров в длину и являющийся в настоящее время одной из главных достопримечательностей поместья. При хозяйстве был создан музей виноделия и искусства.
Справка "Шато Мутон-Ротшильд"
Левобережье Бордо. Пойяк.
Площадь: 82 га.
Процентное отношение сортов: 5 га - белые сорта; 77 га - красные сорта.
Красные сорта: Каберне Совиньон - 80%, Каберне Фран - 10%, Мерло - 8%, Пти Вердо - 2%
Белые сорта: Семильон - 50%, Совиньон Блан - 48%, Мюскадель - 2%
Средний возраст лоз: 50 лет
Ожидаемый период созревания вина: 12 - 40 лет после года сбора урожая
Выдающиеся урожаи: 2010, 2008, 2006, 2003, 2002, 2000, 1998, 1996, 1995, 1989, 1986, 1982.
Филипп де Ротшильд, положил не один десяток лет на то, чтобы доказать право хозяйства на статус Первого Гран Крю.
Его старания увенчались успехом в 1973 году. "Мутон" стал первым, и это был беспрецедентный случай в истории классификации Медока. Тогда же был изменён девиз шато. Раньше он был таким: "Первым быть не могу. До второго не снисхожу. Я - Мутон". Теперь он звучал так: "Я - первый. Я был вторым. Но Мутон не меняется".
Филипп де Ротшильд умер в 1988 году, оставив своё дело дочери Филиппине де Ротшильд. Этикетку вина урожая 1987 года, ставшее последним при жизни барона Филиппа, украшает посвящение покойному с подписью дочери.
Во время Второй Мировой Войны пострадало большинство бордосcких шато. Практически все вина были увезены в Германию. Множество винных коллекций было уничтожено. Хозяйствам Ротшильдам повезло, хотя нацисты в первую очередь хотели разрушить именно замки Ротшильдов. Скорее всего, это было связано с еврейским происхождением их хозяев. Германский комендант Бордо взял замки под свой личный контроль и решил оставить лучшие вина себе. Он брал бутылки из погреба для себя лично, но основную часть коллекции не трогал. Так что оба шато ("Мутон" и "Лафит") не были расхищены. Правда, во время оккупации хозяйством никто не занимался, и "Шато Мутон-Ротшильд" пришло в упадок.
В 1945 г. барон Филипп де Ротшильд привлекает художников для создания ежегодных произведений живописи, изображаемых на верхней части этикетки вина. В разные годы авторами рисунков были Пабло Пикассо, Марк Шагал, Жан Кокто, Энди Уорхол, Джон Хьюстон. Из русских художников с историей хозяйства были связаны Павел Челышев (урожай 1956 г.), Марк Шагал (1970 г.), Василий Кандинский (1971 г.), Сергей Поляков (1972 г.), Илья Кабаков (2002 г.). Художникам предоставлялась полная свобода творчества, но с небольшой оговоркой - в сюжете должны присутствовать три основополагающих элемента: вино, баран и виноградная лоза. Гонорар художника - это несколько ящиков вина урожая двух разных лет, но один из которых того года, для которого автор и создавал этикетку.
Вина Шато Мутон Ротшильд разных годов:
Справка: Производство вина "Шато Мутон - Ротшильд"
Сбор урожая проводится вручную. Собранный виноград помещают в маленькие корзины. Когда ягоды поступает в цех с чанами, весь урожай сортируется на столах до того, как производится отделение ягод от гребней, чтобы отделить весь растительный материал и сохранить только полностью созревшие ягоды. Чаны изготовлены из дерева. Алкогольная ферментация занимает приблизительно одну неделю. При завершении ферментации и мацерации (4-5 недель) вино переливают в новые дубовые бочки. После стадии яблочно-молочной ферментации вино смешивают. Позже его выдерживают в бочках от 18 до 22 месяцев. Вино регулярно декантируют каждые 4 месяца, для того чтобы произвести высоко танинные вина с хорошим потенциалом выдержки.
В настоящее время делами поместья занимается баронесса Филиппина де Ротшильд, которая является духовным лидером хозяйства и всей винодельческой империи. Баронесса выделила основной принцип создания выдающихся вин от "Шато Мутон-Ротшильд" - виноделие "от-кутюр", что означает неизменный, высочайший уровень производимых вин и возведение виноделия в ранг искусства.
Младшее поколение Ротшильдов также выходит на арену большого винного бизнеса. Сегодня делами компании занимается Жюльен де Бомарше де Ротшильд. В своих многочисленных интервью он утверждает, что вино представляет собой культурологический продукт - синтез традиционного и инновационного виноделия, а также высокого искусства. Жюльен говорит, что вино, как и любое произведение искусства, не только алкоголь, но и средство создания атмосферы праздника и устойчивого стиля жизни.
Справка. Жюльен Деларю Карон де Бомарше де Ротшильд
Родился в Париже в 1971 г. Антиквар, галерист. Младший сын баронессы Филиппины. Отец - Жан-Пьер де Бомарше (библиограф, эссеист, прямой потомок дочери великого драматурга).
- 2005 г. - Директор "The Rothschild Archive Trust".
- 2011 г. - Завершение реконструкции "Château Clerc Milon".
- 2012 г. - Президент группы "Premium Familiae Vini" от группы "BPDR"
С приходом новой команды определились и новые тенденции в развитии винной империи Ротшильдов. Прежде всего, большее значение, помимо традиционного "Шато Мутон-Ротшильд", стало уделяться развитию винодельческих проектов в других странах. Помимо проектов в Новом Свете (Opus One - совместный проект с Р. Мондави; "Almaviva" - совместный проект с "Vina Concha y Toro"), обозначились проекты на развивающемся быстрыми темпами азиатском рынке (Китай).
Идет развитие сегмента "второго вина" хозяйства - "Mouton Cadet". Стиль вина, в своем лучшем выражении, выражен в многозначной роскоши, оставаясь при этом утонченным и разноплановым. Это вино с четко выраженной структурой, упругими танинами и сочным вкусом. Вкусовая щедрость позволяет употреблять "Мутон" в молодом возрасте, но лучший вкус дает при длительной выдержке.
Но, несмотря на все метаморфозы, баронесса Филиппина настаивает, что главное в поместье "Шато Мутон-Ротшильд" - это его вино, неповторимый "Первый Мутон".