Ян Бехер

1805 год внес серьезные изменения в тихую жизнь Йозефа Бехера, карловарского фармацевта. Сам граф Плеттенберг-Метинген, представитель модной элиты, приехал в Карловы Вары на воды и остановился в доме Бехера «У трех жаворонков» на Рыночной улице, где у фармацевта была одна из лучших аптек города. Графа сопровождал его личный доктор, англичанин Фробриг. Слегка скучающий Фробриг вскоре понял, что встретил в Йозефе Бехере родственную душу. Англичанин проводил большую часть времени в аптеке Бехера, так как оба были страстно увлечены смешиванием трав, ароматических масел и алкоголя. Один эксперимент следовал за другим и, когда Фробриг уезжал из Карловых Вар, он оставил своему новому другу смятый листок бумаги. «Это меня действительно заинтересовало», – сказал он с типичной английской сдержанностью и уже никогда больше не вернулся в Богемский курортный городок. Фармацевт прочитал текст, написанный на бумажке. Он был изумлен гениальным сочетанием трав и алкоголя. В течение целых двух лет Бехер посвящал почти все свое свободное время экспериментам с рецептом Фробрига. Результат стоил затраченного времени и усилий. В 1807 году рецепт оригинального крепкого ароматного напитка, стимулирующего пищеварение, был составлен, и Йозеф Бехер начал продавать его в своей аптеке в виде «капель». Средство получило название «Карлсбад Инглиш Биттер», в употреблении было также немецкое название «Original Karlsbader Becherbitter». Так появилась Бехеровка. Йозеф Бехер управлял своим все более и более процветающим бизнесом до 1841 года и держал рецепт ликера под замком. Он сообщил его секрет только одному человеку, своему сыну и наследнику Йоганну. Йоганн Бехер оказался превосходным хранителем рецепта и способным бизнесменом. Он заменил устаревшее оборудование более современным и построил новую фабрику. Таким образом, к 1841 году производство ликера достигло полной мощности. Торговая марка Бехеровка используется и по сей день. Именно Йоганн поручил своему шурину Карлу Лаубу из Карловых Вар создать дизайн типичных плоских бутылок с их особенной этикеткой. Известность Бехеровки росла, и со временем забота о рецепте лекарственного ликера перешла к сыну Йоганна, Густаву Бехеру. В 1890 году он сделал дополнительные пристройки к фабричным корпусам и впервые зарегистрировал торговую марку Бехеровка в Торговой палате в Хебе. Как было сказано ранее, напиток носил имя Йоганн Бехер в честь отца Густава. Регистрация торговой марки свидетельствует о коммерческом таланте молодого Густава, которого обеспокоило появление на рынке первых поддельных Бехеровок. Густав уделял много внимания продаже напитков под маркой Бехеровки и начал производство маленьких фарфоровых рюмочек, которые он продавал как дополнение к ликеру и которые любители Бехеровки могут приобрести и сегодня. Он также ввел новую коммерческую стратегию, основанную на простом принципе: нужно иметь большее количество покупателей, но каждый из них должен приобрести меньшее количество ликера. Количество покупателей возросло и достигло значительной цифры 12,000, но каждый из них получал не более пяти литров в месяц. Это всегда было немного ниже заказанного количества, что поддерживало напряжение на рынке, и спрос превышал предложение. Густав ни разу не столкнулся с неплатежеспособным покупателем. Он вел тщательный учет своих клиентов и следил за их финансовым положением. Таким образом, Густав стал одним из самых первых сознательных выразителей маркетинговой тактики «творческого дефицита». В 1901 году брат Густава Рудольф унаследовал корону дома Бехера и пробыл на троне ликерного королевства до Первой Мировой войны. В его времена объем производства на фабрике Бехеровки достиг 53 тысяч литров в год, и Рудольф приложил много усилий, чтобы слава ликера распространилась за пределами Австро- Венгерской империи. Под его руководством Бехеровка попала во Францию, Италию, Испанию и далекий Египет. Филиалы фирмы были открыты даже в Вене и Дрездене. На рубеже столетий фирма Бехер получила многочисленные награды и медали, а ее продукция с триумфом побеждала на международных выставках в Париже, Вене и во многих других городах. В 1915 году Рудольфа как главу фирмы сменил другой Бехер, Альфред. Его мечтой было укрепить позиции Бехеровки за границей, включая более отдаленные страны, особенно после 1930г., когда в Чехословакии разразился экономический кризис. Благодаря усилиям Альфреда Бехеровке удалось проникнуть на рынок США. Победа, однако, длилась в течение всего трех лет, так как Сухой закон и высокие налоги на импорт опять оставили Бехеровку за бортом американского рынка. Провалилась даже попытка проникнуть на американский рынок, определив напиток как лекарство – Канцелярия Сухого закона не уступила ни на йоту… Тем не менее, несколькими годами позже, в 1938 году Бехеровка пришла в Англию, на родину одного из своих создателей. К началу Второй Мировой войны Бехеровка уже имела богатую историю успехов и разочарований. Одним из поворотных моментов был, например, день, когда сам Австрийский Император попробовал Карловарский ликер. Впоследствии императорский и королевский двор потреблял до 50 литров в месяц, а производители популярного напитка скоро завоевали желанный титул «поставщиков королевского двора». С другой стороны, среди неудач в истории развития эликсира можно вспомнить юридические тяжбы с бутлегерами, которые Бехер в двух случаях проиграл. Это случилось в 1869 году, когда Густав Бехер забыл обновить защищенный фирменный знак, и в 1902 году, когда Рудольф совершил ту же самую ошибку. Никому, однако, не удалось воспроизвести уникальный вкус Бехеровки, изготовленной по тщательно охраняемому рецепту. Семья аптекаря Бехера успешно пережила все нападки как бутлегеров, так и соперников, которые пытались установить контроль над Бехеровкой. В времена Первой Республики главным конкурентом Бехеровки была Илка, которая доминировала на рынке и контролировала производство почти всех спиртных напитков в пределах западной границы. Единственной фирмой, которая избежала ее влияния, была фирма Бехера. Годы шли, и Бехеровка пожинала один успех за другим. Травяной ликер пережил первую мировую войну и даже приобрел еще большую популярность благодаря поставкам в армию. Начало второй мировой войны, однако, было отмечено серьезными неудачами. В 1939 году фирма перешла в руки Гедды, дочери Альфреда Бехера. Как получилось, что впервые в истории на фамильный трон взошла женщина? Причина была довольно проста. Единственный сын Альфреда Бехера, Гансфред Густав, погиб на фронте, и в семейном бизнесе остались только три члена семьи: вдова Альфреда, ее дочь Гедда и еще один родственник и совладелец фирмы Йоганн Клапка. Наступили тяжелые времена. Война сократила возможности импорта трав и специй, рынок был ослаблен экономикой военного времени. Тем не менее, Бехеровка продолжала производиться и продаваться. Наконец война закончилась, но трудности продолжались. В 1945 году Чехословакия начала кампанию по национализации и выселению судето-немецкого населения, и семья Бехера не была исключением. Бехеровка стала собственностью государства и оставалась ею в течение более чем 50 лет. Давайте еще раз вернемся в прошлое. Какова была судьба дела Йоганна Бехера после национализации 1945 года? Рецепт был заперт в сейфы Министерства Сельского хозяйства и Пищевой промышленности, но производство напитка тем не менее продолжалось. Управление фирмой было передано в руки государственных администраторов, и, хотя на фирме работало всего четырнадцать человек, производство известной марки продолжалось, но ничего не делалось для дальнейшего развития. Единственные изменения произошли в названии фирмы: имя «Йоган» было заменено на «Ян». В конце 1950х годов даже начались серьезные разговоры о полном закрытии фабрики, несмотря на ее более чем полутора вековую историю. Говорилось, что она никому особенно не нужна, и даже Министерство было мало заинтересовано в производстве ликера – алкогольная промышленность переживала упадок. В конце 1950х годов на фабрику был назначен новый директор, Вацлав Лупинек. Его задача была проста – закрыть фирму. Лупинек, однако, отнесся к этой идее без энтузиазма и продолжал аккуратно заботиться о деле. Он ввел в производство безалкогольные напитки и разные другие «модификации» Бехеровки. Тем не менее в 1960 году Общее Собрание Государственных Директоров в Братиславе все еще вынашивало планы ликвидации Бехеровки или, по крайней мере, ее перемещения на другую фабрику Чехословацкой Социалистической республики. Причины были просты: недостаток спроса и растущие цены на алкоголь. Под руководством Вацлава Лупинка фирма успешно развивалась, и к началу 1980-х марка Бехеровки все больше выделялась на сером фоне коммунистической Центральной и Восточной Европы как одна из немногих «марок» переживших тоталитарный режим. После «Бархатной революции» и последующего «развода» двух государств Чехословакии правительство уже Чешской республики начало процесс приватизации Бехеровки. В 1999 году оригинальная карловарская Бехеровка вновь объединилась со своей отчужденной «двоюродной сестрой», которая со времен Второй Мировой войны независимо существовала в Германии. Сегодня фирма Ян Бехер и более чем 300 ее работников с нетерпением ожидают новых успехов Бехеровки – напитка с оригинальным вкусом из сердца Европы. Почти каждый чех знает, что Бехеровку называют «тринадцатым источником» карловарского курорта. В 1960-е годы Бехеровка была так знаменита, что, когда в 1965 году на главной колоннаде Карловых Вар был открыт новый лечебный источник, вместо традиционного номера он получил название «Второй источник принца Венцеслава». Причина была в том, что он должен был стать тринадцатым, но этот почетный титул уже был присужден марке Яна Бехера.